Одна из самых популярных тем в мире бизнеса – как быть хорошим, эффективным управленцем и достигать высоких результатов в бизнесе. Часто вопрос можно переформулировать так: где границы между быть хорошим/добрым и эффективным/результативным? На практике, как правило, происходит перекос в какую-то из сторон:
– управленец либо не умеет делегировать/требовать и дружит с подчиненными. Люди сидят у него на шее, сотрудники работают расслабленно, а сам руководитель, как правило, работает на износ.
– управленец чрезмерно строгий, требовательный, даже жесткий, и за спиной его тихо ненавидят. Сотрудники не очень замотивированы и могут формально относиться к своим задачам и даже саботировать их.
В чем чаще всего корень проблемы?
Есть два принципиально разных пласта причин: первый – наличие управленческих навыков, второй – характер и психологические черты управленца, как человека. Управленческие навыки приобретаются на соответствующем обучении и оттачиваются в опыте, а психологические черты формируются в онтогенезе, в процессе психологического развития с раннего детства и по настоящий день.
Перечислим некоторые, самые распространенные причины, которые влияют на качество работы управленца.
Cамооценка. Завышенная самооценка будет проявляться в стремлении подавлять, требовать, быть строгим, и возможно, жестким. Относиться к коллегам и подчиненным свысока, демонстрировать свое превосходство. Такое поведение будет демотивировать подчиненных. При заниженной самооценке менеджер будет стремиться искать поддержку у окружающих, в том числе у и подчиненных. Такой стиль управления будет способствовать атмосфере безответственности, срыву сроков, снижению качества работы всего отдела.
Вторая психологическая причина – способ выстраивания коммуникации с миром, и, в частности, как проявляются особенности общения с коллегами и подчиненными. Можно выделить несколько типов того, как руководитель общается. У каждого типа есть свои плюсы и минусы:
- Жестко продавливая свои решения, не обращая внимания на мотивы сотрудников;
- Отстраненно, занимаясь больше цифрами, чем общением с людьми;
- Очень дружелюбно, но не требовательно, в первую очередь ориентируясь на людей, а не на цели и задачи;
- Стремясь к результатам, заряжая людей своей энергией, ориентируясь на людей, а не на показатели.
Третья психологическая причина – не сильно развитый эмоциональный интеллект. В первую очередь — это умение понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его при рабочих коммуникациях; а также умение понимать и осознавать, как состояние самого управленца влияет на коммуникацию с коллегами. Например, испытывая раздражение по какому-либо поводу, даже не связанному с работой, управленец так или иначе будет его проявлять (в мимике, интонациях, может быть в том, как строит фразы, какие слова использует). Сотрудник, видя раздражение руководителя, скорее всего будет реагировать либо тревогой, либо встречным раздражением.
Четвертая психологическая причина – особенности характера управленца. Разные типы характера определяют то, как мы вообще живем и как действуем в разных ситуациях. Например некоторые руководители, в силу особенностей характера, не могут делегировать задачи подчиненным. Не потому что не научились, а потому что у них есть убеждение, что лучше сделать самому. Другие же руководители, в силу особенностей характера, будут считать, что все подчиненные стремятся отлынивать от работы, выполнять работу спустя рукава, вообще не хотят работать и поэтому их надо жестко и много контролировать. У таких руководителей не приживаются инициативные, креативные сотрудники. Они быстро увольняются.
Как психолог может помочь решить эту проблему?
Чтобы скорректировать психологические причины невысокой управленческой эффективности и результативности, необходимо этим заниматься так же целенаправленно, как и обучением управленческим навыкам. Самый эффективный путь – работа с психологом.
В первую очередь, любой управленец — это личность. Личность со своими особенностями, со своим характером. Психолог быстрее и точнее увидит те самые причины, которые влияют на работу управленца, снижают его эффективность.
Психолог поможет найти эффективные способы сделать качественные изменения личности: найти возможности как компенсировать нежелательные личностные особенности и усилить желательные. Например: если есть устойчивая черта характера препятствующая делегированию, когда управленец стремиться все делать сам, не доверяя другим – работа с психологом поможет развить навык конструктивного контроля.
Психолог также поможет сделать самооценку нормальной, адекватной. Поможет научиться выстраивать здоровые отношения и коммуникацию, усилить навыки эмоционального интеллекта, а также поможет развить умение видеть мотивацию других людей – коллег и подчиненных. В результате личностных изменений, без всяких сомнений, вырастет и управленческая эффективность.
Заботьтесь о себе и своей команде.
Подробнее о корпоративном продукте онлайн сессий с психологами от Sezim можете ознакомиться по ссылке .