Проблема эмоционального выгорания – тема, которой посвящены современные дискуссии и исследования мировых HR и психологических сообществ. Эмоциональное выгорание, или «burnout», – это состояние, которое возникает в результате хронического стресса и недостатка удовлетворения важных для человека потребностей, в первую очередь на рабочем месте. Оно проявляется в виде физической и эмоциональной истощенности, ухудшении производительности и уменьшении мотивации.
В то время, как на западе данной теме уделяется большое внимание (проводится множество исследований о взаимосвязи эмоционального благополучия сотрудников и эффективности их деятельности, внедряются инициативы по поддержке сотрудников, разрабатываются программы заботы о ментальном здоровье), в Казахстане эта тема пока находится в зачаточном состоянии, психология подвергается стигматизации, а компании предпочитают игнорировать проблему и ее важность.
Однако проблема имеет место быть и в РК. И в отличие от западного рынка казахстанские работники обладают одной важной отличительной культурной особенностью – неумением или страхом говорить о существующих проблемах, желаниях и потребностях. Вот некоторые цифры из исследования компании Sezim:
- 40% сотрудников оценивают свое эмоциональное состояние как неудовлетворительное и каждый второй сотрудник испытывает усталость и нежелание идти с утра на работу;
- 45% отмечают, что находятся в постоянном стрессе;
- 35% сотрудников чувствуют равнодушие и потерю интереса к работе;
- 53% сотрудников считают, что личные переживания сказываются на качестве их работы;
- 36% не чувствуют своей значимости, не чувствуют, что компания заботится об их эмоциональном комфорте;
- только 35% сотрудников готовы обсуждать личные переживания со своим руководителем и всего 19% считают, что их, скорее всего, услышат и поддержат.
Очевидно, что, когда практически каждый второй сотрудник находится в подавленном эмоциональном состоянии, трудно говорить о продуктивности и эффективности. То, насколько человек способен справляться с подобными состояниями или не попадать в них, зависит от уровня его осознанности, наличия психологического ресурса и умения работать с психологическими аспектами своей личности, которые лежат в основе.
Да, ответственность за осознанность и работу над собой лежит на сотрудниках, но важно понимать, что из-за особенностей нашей культуры (стигматизация темы, отсутствие навыков и готовности вести открытый, равный диалог) люди не научены эту ответственность реализовывать.
Чтобы люди могли проявлять осознанность, требуется создание должной почвы, культуры, в которой забота о своем ментальном здоровье является нормой, обращение к психологу не является признаком наличия психических расстройств, а возможность получить поддержку стимулируется и поддерживается окружением. О том, как построить культуру поддержки и заботы в компании рассказываем в нашем бесплатном гайдбуке эффективной коммуникации для руководителей и HR-специалистов.
SEZIM – казахстанский сервис заботы о ментальном здоровье сотрудников:
- личные консультации с психологом со скидкой от компании;
- исследование эмоционального состояния сотрудников;
- цикл психологических лекций по самым волнующим сотрудников темам.